Динамика и виброакустика
Основными целями издания журнала являются:
- стимулирование дискуссий, формирование научно-информационной среды и распространение идей в области динамики и виброакустики машин;
- публикация результатов научно-исследовательских работ, теоретических и экспериментальных исследований, выполняемых в Самарском университете и других высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, учреждениях, российских и зарубежных организациях, а также результатов исследований, выполненных по личной инициативе авторов;
- публикация статей, освещающих современное состояние отдельных проблем науки и техники;
- публикация материалов научных конференций, симпозиумов, совещаний и информации о российских и зарубежных научных школах;
- освещение результатов внедрения в производство научных работ, передового отечественного и зарубежного научно-технического опыта.
- Фундаментальные задачи в динамике и виброакустике машин;
- Вибрации и проблемы демпфирования;
- Моделирование динамических и виброакустических процессов;
- Подавление колебательных процессов и шума;
- Динамика и регулирование систем;
- Роботы, мехатроника и робототехнические системы;
- Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро- и пневмосистемы;
- Проектирование, конструкция, производство, испытания и эксплуатация летательных аппаратов;
- Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов.
Журнал включен ВАК РФ в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, с 11.07.2023 г.
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым присуждаются ученые степени:
1.1.7. Теоретическая механика, динамика машин (технические науки);
1.1.8. Механика деформируемого твердого тела (технические науки);
2.5.4. Роботы, мехатроника и робототехнические системы (технические науки);
2.5.10. Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро и пневмосистемы (технические науки);
2.5.15. Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов (технические науки).
Журнал включен в библиографическую базу данных РИНЦ (НЭБ eLIBRARY.ru). Статьям присваивается идентификатор DOI.
Текущий выпуск
Том 10, № 4 (2024): 30.12.2024
- Год: 2024
- Дата публикации: 30.12.2024
- Статей: 10
- URL: https://dynvibro.ru/dynvibro/issue/view/682
Весь выпуск
Статьи
Расчёт динамических характеристик торцовых уплотнений турбомашин
Аннотация
Вибрация ротора является одной из основных причин выхода из строя механических уплотнений. Известные динамические модели уплотнений часто не могут объяснить причину выхода из строя. Предлагаемая систематизация динамических моделей, включая модели, разработанные авторами, оказывается неоценимой для прогнозирования динамического поведения уплотнений в процессе эксплуатации в конкретных турбомашинах или объяснения причин выхода уплотнений из строя. Одномассовая динамическая модель может быть использована для контактных механических уплотнений и простых сухих газовых уплотнений. В то же время двухмассовая динамическая модель используется для моделирования рабочих процессов в сухих газовых уплотнениях при сложной нагрузке. Трёхмассовая динамическая модель предназначена для моделирования работы различных сложных типов механических уплотнений. Эта модель используется для точного определения диапазона нормальных условий эксплуатации для таких типов уплотнений и определения механизма потери герметичности при чрезмерных вибрациях ротора.
Оптимизация цикла малоразмерной газотурбинной установки с использованием САЕ-системы «АСТРА»
Аннотация
В данной работе проведена оптимизация цикла малоразмерной газотурбинной установки, определены её термодинамические параметры с использованием САЕ-системы «АСТРА». Построены компьютерные модели энергетических установок, работающих по регенеративному циклу Брайтона, по циклу Брайтона с промежуточным охлаждением и регенерацией, по циклу Брайтона с промежуточным подогревом и регенерацией, и по циклу Брайтона с промежуточным охлаждением, промежуточным подогревом и регенерацией, а также проведена оценка их термодинамических параметров. Установлены закономерности влияния конструктивных параметров энергетических установок на их эффективность.
Определение гидродинамических и виброакустических характеристик запорного клапана методом гибридного инжиниринга
Аннотация
Новые технологии являются значимым фактором повышения эффективности деятельности промышленных предприятий. Традиционные способы проектирования не позволяют закрыть потребности в технологическом оборудовании. Перспективным направлением является гибридный инжиниринг, объединяющий физические и виртуальные подходы в единый процесс. Основой данного подхода является обратный инжиниринг и численное моделирование. В статье на примере создания невозвратно-запорного клапана рассматривается реализация гибридного инжиниринга. Приведены результаты лазерного сканирования деталей, сформулированы преимущества и недостатки. Приведены результаты гибридного подхода к численному моделированию для прогнозирования уровней шума. Выявлена необходимость дальнейших исследований для накопления практического опыта, достоверной статистической информации, результатов верификации и валидации, базы знаний. Подтверждено, что гибридные подходы являются наиболее перспективными для ускоренного проектирования и прогнозирования характеристик, позволяют уже на начальном этапе выявить недостатки конструкции, и в случае необходимости произвести оптимизацию с целью достижения заданных требований.
Vibration Suppression of Concrete Pump Boom During Pumping by Feedforward Control Method
Аннотация
In this paper, boom of truck-mounted concrete pump is taken as the research object. Firstly, both mathematical and simulation models of the boom system are constructed, then vibration characteristics of the boom, especially vibration state of pump truck chassis are analyzed. According to the results of this theoretical analysis, a feedforward control method based on least mean square (LMS) algorithm and the finite impulse response (FIR) filtering algorithm is proposed to suppress the vibration of truck-mounted concrete pump boom which is mainly caused by the operation of pump system. After that, proposed feedforward control method simulation model is established; the effect on vibration suppression performance of it is analyzed. According to the simulation results conducted under three typical operation conditions, acceleration at the end of the boom decreases by 39.3% ~ 52.0% after the feedforward control force is applied. Therefore, it can be seen that the adaptive FIR-based feedforward vibration suppression algorithms designed in this paper can effectively suppress the vibration at the end of the boom.
Разработка конечно-элементной модели резонатора для вибрационного сигнализатора уровня камертонного типа
Аннотация
В статье представлены результаты разработки конечно-элементной модели резонатора вибрационного сигнализатора уровня камертонного типа. Модель разработана в программном продукте Ansys Workbench. Предложены варианты оценки характеристик резонатора, включающие прочностной, модальный, гармонический анализы. Разработана модель свободных затухающих колебаний резонатора, включающую динамический прочностной расчёт в сочетании с модулем вычислительной гидродинамики. Модель позволяет производить оценку частоты колебаний резонатора в жидкостях с различными плотностями и вязкостями. Результаты моделирования сопоставлены с лабораторными экспериментами. Сравнение показало отклонение по резонансным частотам не более 7%. Результаты моделирования будут использованы для проведения структурной оптимизации геометрии резонатора для расширения диапазона плотностей и вязкостей рабочих жидкостей сигнализатора уровня.
Анализ возможностей организации ресурсных испытаний конического подшипника при внешнем высокочастотном нагружении силой
Аннотация
Классические методы ресурсных испытаний подшипников имеют ряд недостатков, связанных с дороговизной и длительностью испытаний, а также с влиянием множества факторов на процесс разрушения подшипника. Перспективным направлением является развитие современных методов ресурсных испытаний, основанных на технологии ускоренных эквивалентных испытаний. Данный подход позволяет сократить время ресурсных испытаний за счёт использования внешней генераторной системы, ускоряющей процесс разрушения подшипника. В работе выполнен расчёт действующих на тело и дорожки качения нагрузок. Проведён анализ долговечности элементов конического подшипника с точки зрения контактной выносливости, в результате теоретических исследований сделан вывод, что кольца являются наиболее слабыми элементами. Рассчитано эквивалентное количество циклов нагружения для ускоренных испытаний. Также дана оценка возможности применения энергетических подходов и критериев разрушения металлов для организации ресурсных испытаний.
Цифровые технологии в пневмогидравлических приводах технологического оборудования: проблемы и перспективы
Аннотация
Цифровые технологии открывают новые горизонты в области пневмогидравлических приводов технологического оборудования. В статье рассматриваются ключевые проблемы и перспективы в данной сфере. Внедрение цифровых технологий позволяет значительно повысить эффективность и точность работы пневмогидравлических систем. Использование датчиков, микроконтроллеров и программного обеспечения обеспечивает более точный контроль над процессами, оптимизацию энергопотребления и предиктивное обслуживание. Для успешного внедрения цифровых технологий в работу пневмогидравлических систем используются современные методы анализа данных, математическое моделирование и алгоритмы машинного обучения. При этом особое внимание уделено анализу применения цифровых технологий в пневмогидравлических приводах современного технологического оборудования, а также выявлению ключевых технических проблем, с которыми сталкивается отрасль, и определению перспективных направлений развития. В работе были рассмотрены новые направления в проектировании пневмогидравлических приводов с акцентом на растущую потребность в интегрированных датчиках и других приборах контроля. Недавние достижения в проектировании и реализации пневмогидравлических приводов связаны с комбинированным управлением, подачей и возвратом потока жидкости для улучшения динамики и точности системы, а также чувствительности к нагрузке, при которой усилие нагрузки согласуется с давлением в приводе для повышения эффективности. Данный обзор детально описывает развивающиеся тенденции в исследованиях пневмогидравлических систем и даёт общее представление о прогрессе, связанном с цифровизацией этих систем. Обсуждаются основы соответствующих сенсорных технологий и инновационные подходы к интеграции датчиков в гидравлические и пневматические системы.
Угловое движение наноспутника с модулем на рельсовой платформе при переходе в положение гравитационного равновесия
Аннотация
Рассматривается динамика углового движения наноспутника с подвижным модулем, скользящим на рельсовой платформе относительно главного тела. Траекторное движение центра масс наноспутника рассматривается как движение по круговой орбите. Скольжение подвижного модуля в поперечном направлении меняет расположение центра масс и величины моментов инерции системы. Предполагается, что скольжение модуля происходит в присутствии сил трения, а также может выполняться в соответствии с выбранными законами управления. Наличие внутреннего трения позволяет осуществлять диссипацию кинетической энергии, а взаимодействие с внешним полем гравитации обеспечивает сброс кинетического момента, что позволяет наноспутнику осуществлять переход в положение устойчивого гравитационного равновесия в орбитальной системе координат. Управление положением модуля увеличивает темпы перехода в положение гравитационного равновесия.
Разработка рекомендаций по формированию численных моделей рабочего процесса осевых компрессоров для расчёта с их помощью границ рабочей области пневмотормоза
Аннотация
В работе решается частная задача общей задачи динамики протекания процесса сжатия в пневмотормозе, охватывающая цикл рабочих (близких к номинальному) режимов газотурбинных двигателей со свободной турбиной. Для определения границ рабочих областей пневмотормозов на базе многоступенчатых осевых компрессоров разработаны рекомендации по выбору конфигурации и значений параметров конечно-элементной сетки потока в этих устройствах. Предложенные рекомендации позволяют снизить количество сеточных элементов в моделях межлопаточных каналов компрессоров без уменьшения точности определения границ рабочих областей пневмотормозов. Как показала апробация разработанных рекомендаций их применение даёт возможность более чем в два раза сократить время газодинамического проектирования пневматических тормозов.
Снижение колебаний давления в магистралях нагнетания винтовых компрессоров
Аннотация
В статье показана актуальность проблемы снижения интенсивности колебаний в линиях нагнетания винтовых компрессоров. Представлена разработанная методика расчёта колебаний подачи компрессора, основанная на его реальной геометрии винтовых роторов и окна нагнетания. Предложены схемы автономного и встроенного глушителей колебаний газа на выходе компрессора, устанавливаемые в выходной трубопровод и в корпус нагнетания компрессора. В статье выполнен расчет эффективности глушителей пульсаций потока и показана их высокая эффективность в диапазоне частот до 2 кГц.