Разработка линейного подшипника оборудования для модальных испытаний низкочастотных слабо демпфированных конструкций космических аппаратов
- Авторы: Максимов В.Н.1, Маринин Д.А.1, Максимов П.Н.1, Назарько А.В.1
-
Учреждения:
- АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва»
- Выпуск: Том 10, № 2 (2024): 7.10.2024
- Страницы: 59-69
- Раздел: Статьи
- Дата публикации: 07.10.2024
- URL: https://dynvibro.ru/dynvibro/article/view/27852
- DOI: https://doi.org/10.18287/2409-4579-2024-10-2-59-69
- ID: 27852
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье приведены результаты исследования несущей способности и диссипативных свойств аэростатического линейного подшипника, разработанного в АО «РЕШЕТНЁВ» для модальных испытаний сложных конструкций. При выборе оборудования для проведения модальных испытаний главным условием выступает требование о минимизации вносимых искажений в определяемые динамические характеристики: частоты собственных форм колебаний, сами формы колебаний, а также модальные массы и коэффициенты демпфирования. Другими словами, всё используемое для наземных модальных испытаний оборудование должно в идеальном случае иметь нулевые присоединённые массу, жёсткость и трение. Основными системами, содержащими элементы, создающие диссипативные силы, влияющие на определение коэффициентов демпфирования, являются системы компенсации веса и возбуждения колебаний на собственных формах. Система компенсации веса, как правило, содержит в своём составе либо упругие элементы, либо систему направляющих с подшипниками качения или скольжения. Если первые приносят в объект испытаний дополнительные жёсткость и массу, то вторые – массу и трение (сухое или вязкое), что увеличивает погрешность в определении динамических характеристик. Возбуждение колебаний на собственных формах, в большинстве случаев, осуществляется электродинамическими вибраторами, состоящими из катушки подмагничивания (или постоянного магнита) и подвижной катушки, перемещающейся в магнитном зазоре. Подвижная катушка ориентируется в магнитном зазоре при помощи специальной системы, содержащей либо упругие элементы, либо линейный направляющий подшипник. Вибраторы с упругими элементами подвески катушки не могут быть использованы для модальных испытаний протяжённых конструкций с малой жёсткостью. Задача создания идеального подшипника взамен классическим линейным (скольжения или роликовым) встала при подготовке к модальным испытаниям крыла солнечной батареи космического аппарата (КА). Практически нулевым трением и достаточной несущей способностью обладают аэростатические подшипники (опоры), в которых в качестве смазки выступает сжатый воздух, исключающий физические контакты взаимодействующих поверхностей. Для подтверждения возможности использования аэростатических подшипников в составе оборудования для проведения модальных испытаний протяжённых конструкций с низкими частотами собственных колебаний проведены сравнительные испытания роликового и аэростатического подшипника. В ходе испытаний подобраны оптимальные параметры расхода воздуха (диаметр сопел, рабочее давление и зазор), при которых обеспечивается требуемая несущая способность подшипника по радиальным усилиям и моментам (изгибающими и кручения). Сравнительная оценка диссипативных свойств проведена при измерениях параметров затухания одномассовых гармонических осцилляторов, в состав которых введены аэростатический и роликовый линейные подшипники. При диаметре сопла 0,6 мм, рабочем зазоре 40 мкм и давлении на входе в подшипник 1,0 бар логарифмический декремент колебаний гармонического осциллятора с аэростатическим подшипником составил 0,084, что более чем в 28 раз ниже логарифмического декремента колебаний осциллятора с роликовым подшипником. Проведённые исследования подтвердили возможность применения разработанного аэростатического подшипника в испытательных системах, используемых при модальных испытаниях крупногабаритных трансформируемых конструкций КА.
Об авторах
Валентин Николаевич Максимов
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва»
Автор, ответственный за переписку.
Email: maksimovvn@iss-reshetnev.ru
инженер
Россия, г. Железногорск Красноярского краяДмитрий Александрович Маринин
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва»
Email: marininda@iss-reshetnev.ru
кандидат технических наук, начальник отдела отработки статической и динамической прочности
Россия, г. Железногорск Красноярского краяПавел Николаевич Максимов
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва»
Email: maksimovpn@iss-reshetnev.ru
инженер
Россия, г. Железногорск Красноярского краяАлексей Владимирович Назарько
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва»
Email: nazarkoav@iss-reshetnev.ru
инженер
Россия, г. Железногорск Красноярского краяСписок литературы
- Авитабиле, П. Д. Модальные испытания. Руководство для практикующего / П. Д. Авитабиле. – Массачусетский университет Лоуэлла, 2018. – 526 с.
- Завери, К. Анализ мод колебаний больших конструкций – системы с несколькими вибростендами [Текст] / К. Завери. – Bruel & Kjer, 1985. – 188 с.
- Жуков, Е. П. Способ идентификации параметров собственных тонов колебаний по результатам модальных испытаний [Текст] / Е. П. Жуков, В. В. Маленкова, Д. А. Маринин, В. А. Бернс // «XIV Королёвские чтения». Сборник трудов. – Самара : Изд-во Самарского университета, 2017. – Том 1. – С. 94–95.
- Микишев, Г. Н. Оценка эффективности некоторых экспериментальных методов определения основных динамических характеристик упругих конструкций [Текст] / Г. Н. Микишев, Н. Д. Пронин, Ю. Ю. Швейко [и др.] // Исследования по теории сооружений. – Москва : Стройиздат, 1970. – № 10. – С. 85–100.
- Патент 2677942 Российская Федерация, МПК B64G 7/00. Способ обезвешивания и возбуждения колебаний при модальных испытаниях и устройство для его осу-ществления [Текст] / Дрыжак В.Б., Верхогляд А.Г., Емельянов Э.Л., Макаров С.Н., Маринин Д.А., Матюха Н.В. — № 2017131664 ; заявл. 17.03.17 ; опубл. 22.01.19, Бюл. № 26.
- Подшипники с газовой смазкой / Под ред. Н. С. Грэссема и Дж. У. Пауэлла «Мир» ; Пер. с англ. П. П. Мостовенко [и др.] ; Ред. пер. с англ.: С. А. Харламов. – Мир, 1966. – 425 с.
- Шейнберг, С. А. Опоры скольжения с газовой смазкой / С. А. Шейнберг, В. П. Жедь, М. Д. Шишеев. – Машиностроение, 1969. – 336 с.
- Пошехонов, Р. А. Влияние неоднородности проницаемости ограничителей наддува на характеристики плоских аэростатических опор / Р. А. Пошехонов, А. М. Гуськов // Наука и образование / МГТУ им. Н. Э. Баумана, 08.08.2013.
- Станогин, А. А. Исследование характеристик газостатических опор для шпиндельных узлов / А. А. Станогин // Сибирский федеральный университет. –2012.
- Пошехонов, Р. А. Расчет сферических аэростатических опор при заданном смещении и скорости шпинделя / Р. А. Пошехонов // Наука и образование / МГТУ им. Н.Э.Баумана, 10.10.2012.