Неустойчивость и автоколебания в гидравлических следящих приводах
- Авторы: Сунарчин Р.А.1, Машков М.А.1, Матросов А.В.2
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- ООО "ПИК 21"
- Выпуск: Том 4, № 3 (2018): 16.09.2018
- Страницы: 16-25
- Раздел: Статьи
- Дата публикации: 16.09.2018
- URL: https://dynvibro.ru/dynvibro/article/view/6516
- DOI: https://doi.org/10.18287/2409-4579-2018-4-3-16-25
- ID: 6516
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Существенным недостатком замкнутых систем является их склонность к неустойчивости. В реальных системах имеются потери, изменение величины передаваемой энергии и прочность элементов конструкции системы всегда ограничены, поэтому в таких системах чаще всего реализуются автоколебания. Автоколебательной системой принято называть устройства, способные создавать незатухающие колебания и характеризующиеся наличием источника энергии, клапана, регулирующего поступление энергии в колебательную систему, и обратной связи от колебательной системы на клапан. Для существования устойчивых автоколебаний необходим баланс получаемой и теряемой колебательной энергий, который возможен только в нелинейной системе. В работе поставлена задача численного и экспериментального исследования следящего электрогидравлического привода (ЭГСП) и установления на их основе основных механизмов неустойчивости и автоколебаний в приводе. Численные результаты можно существенно усилить, если от первоначальных перейти к обобщённым переменным. Безразмерная модель характеризуется тремя критериями гомохронности, коэффициентом затухания по вязкому трению и несколькими параметрическими критериями, среди которых наиболее значимым для следящих систем является безразмерный коэффициент обратной связи. По результатам численных исследований устойчивость привода и амплитуда автоколебаний зависят от комплекса, включающего в себя механическую и гидравлическую постоянную времени и безразмерный коэффициент обратной связи: чем больше гидравлическая постоянная по отношению к механической (следовательно сдвиг по фазе большой, а модуль мал) тем слабее усиление колебаний поршня за счет притока жидкости. Рассмотренная модель неустойчивости и автоколебаний является весьма грубой и приближенной: фактически отсутствует электрогидроусилитель, допущение об идеальной сжимаемости и неразрывности жидкости, утечки и перетечки в зазорах и уплотнениях, амплитуда колебаний скорости жидкости в трубопроводах будет больше, чем в цилиндре, в усилительно-преобразующих устройствах привода имеется насыщение расходной характеристики и другие нелинейные элементы, и др., но это возможные темы следующих исследований.
Об авторах
Роберт Авальевич Сунарчин
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Автор, ответственный за переписку.
Email: sunar1939@mail.ru
К.т.н., доцент кафедры Турбин, Гидромашин и Авиационных Двигателей института Энергетики и Транспортных Систем
РоссияМаксим Александрович Машков
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Email: m.mashkov1@gmail.com
Студент кафедры Турбин, Гидромашин и Авиационных Двигателей института Энергетики и Транспортных Систем
РоссияАртем Владимирович Матросов
ООО "ПИК 21"
Email: a.matrosov.hydro@mail.ru
К.т.н., инженер
РоссияСписок литературы
- Харкевич А. А. Избранные труды в трех томах. Линейные и нелинейные системы // А. А. Харкевич. - М.: Наука, 1973. - Т. 2. - C. 20-31.
- Техническая кибернетика. Теория автоматического регулирования. Книга 1. Математическое описание, анализ устойчивости и качества систем автоматического регулирования. Колл. авторов. Под. ред. доктора техн. наук, проф. В. В. Солодовникова. - М.: Машиностроение, 1967. – 770 с.
- Попов Д. Н. Динамика и регулирование гидро- и пневмосистем / Д. Н. Попов. - М.: Машиностроение, 2001. – С. 83-98.
- Проектирование следящих приводов летательных аппаратов / А. И. Баженов, Н. С. Гамынин, В. И. Карев и др.; Под. ред. Н. С. Гамынина. - М., 1978.- 190 c.
- Гухман А. А. Введение в теорию подобия / А. А. Гухман. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 141-143
- Сунарчин Р. А. Выбор параметров гидромеханических регуляторов авиационных двигателей. Численные методы исследования: учебное пособие / Р. А. Сунарчин // Уфимск. Авиац. Техн. Ун-т. УГАТУ, 2005. - 35 с.