Том 4, № 2 (2018): 19.06.2018

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Опыт применения кавитации для мойки деталей

Громаковский Д.Г., Шигин С.В.

Аннотация

В представленной статье рассмотрен опыт Самарского технического университета по использованию низкочастотной кавитации в технологии мойки деталей машин и приборов. На базе результатов исследований НТЦ «Надёжность» СамГТУ разработаны и апробированы на предприятиях низкочастотные кавитационные моечные установки и технологии с примене-нием в качестве моющей жидкости технической воды без подогрева и моющих средств: установка на АО «Авиаагрегат» для мойки алюминиевых труб шасси самолётов при погружении в кавитирующую жидкость; установка для промывки пакетов фильтроэлементов маслосистем газотурбинных авиадвига-телей; установки для струйно-кавитационной мойки изделий сложной формы и больших габаритов - баков ракет-носителей на АО «РКЦ «Прогресс», круп-ногабаритных буксовых подшипников железнодорожных вагонов на ОАО «СПЗ» и в вагонных депо станций Кинель и Самара Куйбышевской железной дороги и др. без внесения конструктивных изменений и перенастройки их штатной схемы.
Разработки показали, что промывка деталей при низкочастотной кавитации не только производительнее других известных способов мойки, но и позволяет очищать детали сложной конфигурации с внутренними полостями и глухими каналами, успешно удаляют твердые абразивные частицы, шаржированные в поверхности деталей при шлифовании и др.
Представленные в статье низкочастотные кавитационные установки для мойки деталей погружением в моющую жидкость и струйной мойки, обеспечивают при относительно невысокой стоимости высокий уровень качества и производительности мойки, что подтверждено при их промышленной апробации.

Динамика и виброакустика. 2018;4(2):6-11
pages 6-11 views

Мехатронная установка с электромагнитным нагружением для исследования высокоскоростных роторно-опорных узлов

Сытин А.В., Родичев А.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается мехатронная установка с электромагнитным нагружением для исследования высокоскоростных роторно-опорных узлов, состоящая из: лепесткового газодинамического подшипника, регистрирующей части, электромагнитных актуаторов и электронной системы управления. Разработка мехатронной экспериментальной установки включает в себя построение структурно-функциональной схемы, компоновку регистрирующих и управляющих систем. В разрабатываемой конструкции реализовано активное управление, которое необходимо для отслеживания траектории движения, непосредственно связанной с критическими прогибами опорной поверхности, а также своевременного воздействия на управляемый объект. Управляемым объектом является полый ротор, вращающийся в лепестковых газодинамических подшипниках. Установка комплектуется универсальной и гибкой измерительной системой.

Динамика и виброакустика. 2018;4(2):12-17
pages 12-17 views

Экспериментальное исследование рабочего процесса термоакустического двигателя на бегущей волне

Зиновьев Е.А., Воротников Г.В., Харитонов А.А., Лысенков В.В.

Аннотация

Термоакустические двигатели представляют собой устройства с внешним подводом тепла, в которых осуществляется преобразование тепловой энергии в энергию акустических колебаний. К их основным преимуществам можно отнести высокую эффективность преобразования энергии (до 35 %), минимальное количество подвижных частей, высокую надежность, отсутствие контактных уплотнений и работу от разнообразных источников тепловой энергии (углеводородные топлива, тепловые выбросы, ядерные источники, солнечное излучение и т.д.). Основная цель данной работы заключается в разработке, изготовлении и проведении экспериментальных исследований термоакустического двигателя на бегущей волне с максимальной подводимой тепловой мощностью от электрического нагревательного элемента до 1000 Вт. Конструктивно термоакустический двигатель включает в себя инерционную трубу, три теплообменника, регенератор, термическую буферную трубу и акустический резонатор. В качестве рабочего тела в двигателе выступает гелий при среднем давлении от 1,0 до 3,0 МПа. Частота колебаний гелия на установившемся режиме работы двигателя составляет 96-98 Гц. Регенератор выполнен в виде пакета металлических сеток и является основным элементом двигателя, в котором осуществляется термоакустическое преобразование энергии.
В процессе экспериментальных исследований решались следующие задачи:
- определение оптимальных условия возбуждения акустических колебаний во внутреннем контуре термоакустического двигателя;
- определение минимальной температуры запуска термоакустического двигателя;
- определение зависимостей температуры запуска, частоты акустических колебаний и амплитуды акустического давления от подводимой тепловой мощности;
- определение внутреннего КПД термоакустического двигателя, который характеризует эффективность преобразования тепловой энергии в энергию акустических колебаний при максимальной подводимой тепловой мощности к рабочему телу.
В ходе проведения экспериментальных исследований определено оптимальное среднее давление гелия, при котором обеспечивается минимальная температура нагревателя, необходимая для запуска двигателя 436 К (163 °C). Максимальное значение генерируемой регенератором акустической мощности составило 90 Вт. При этом эффективность преобразования тепловой энергии в энергию акустических колебаний достигала 22,5 % при температуре нагревателя 317 °C. Также в ходе проведения испытаний удалось установить зависимости температуры запуска, частоты акустических колебаний и амплитуды акустического давления от подводимой тепловой мощности.
Описанный в данной работе тип двигателя может найти применение во многих практических приложениях.

Динамика и виброакустика. 2018;4(2):18-26
pages 18-26 views

Исследование крутильных колебаний ротора турбовинтового двигателя с дифференциальным редуктором

Курушин М.И., Балякин В.Б., Осиалла В.

Аннотация

В работе рассматривается динамика турбовинтового двигателя с дифференциальным редуктором. Исследуются только собственные крутильные колебания. Показано, что в изделиях с зубчатыми колесами одно-двух парным зацеплениями возникает вибрацию, резонансы и параметрическая неустойчивость упругих элементов всего изделия. В рамках решения проблемы динамики упругой систем, по опытным данным и при исследованиях нами методом конечных элементов для одной пары сопряженных зубьев можно принять, что зависимость близка к квадратичной параболе или к синусоиде. Рассматриваются гидродинамическое демпфирование, вибраций упругой системы ротора и как возникает смазочная прослойка в зацеплениях зубчатых колес и в шлицевых соединениях. Также исследовали Собственные частоты (гц) всего ротора вместе с лопатками и без лопаток при постоянном коэффициенте перекрытия в зубьях шестерен. Показано, что пересопряжение зубьев в зацеплении колёс редуктора приводит к параметрическим колебаниям лопаток двигателя.

Динамика и виброакустика. 2018;4(2):27-42
pages 27-42 views

Математическое моделирование течения жидкости в проточной части электрогидравлических приборов систем управления с верификацией данных на основе экспериментальных исследований на стенде

Берестовицкий Э.Г., Пялов Н.В., Соловьев М.В.

Аннотация

В системах управления расходом питательной воды (СУ РПВ) в парогенератор на современных изделиях и изделиях нового поколения требования по виброшумовым характеристикам (ВШХ) и гидродинамическому шуму (ГДШ) значительно повышены. В настоящее время регулирующие органы (РО) удовлетворяют требованиям нормативных документов по виброшумовым характеристикам (ВШХ) 80х годов. Для решения задачи на соответствия современным требованиям ранее широко использовалась плоская постановка задачи, которая не дает полной и адекватной картины фчизических полей электрогидравлической аппаратуры. Поэтому постепенно необходимо усложнять задачу и переходить в трехмерную область. Проделана совместная работа с рядом расчетных компаний дистрибьюторов и производителей кодов вычислительной гидродинамики (ВГД, в зарубежной литературе CFD) с целью определения путей повышения акустического качества наших изделий путем трехмерного математического моделирования с получением параметров физических полей с последующей верификацией. Верификация производилась по расчетной величине расхода в положениях протечки и полного открытия и значениях полученных на стенде при испытаниях изготовленного макета. Расхождение математического моделирования с экспериментом не превысило 5%.

Динамика и виброакустика. 2018;4(2):43-53
pages 43-53 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах