Том 7, № 4 (2021): 20.12.2021

Весь выпуск

Статьи

ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ НАДРЕЗА НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ И ПРЕДЕЛ ВЫНОСЛИВОСТИ ОБРАЗЦОВ ПРИ ПОВЕРХНОСТНОМ УПРОЧНЕНИИ

Павлов В.Ф., Вакулюк В.С., Сазанов В.П., Пилипив О.М., Матвеева К.Ф.

Аннотация

В исследовании изучалось влияние глубины надреза на распределение остаточных напряжений и предел выносливости при изгибе цилиндрических образцов из стали 20 диаметром 50 мм с отверстием диаметром 40 мм после опережающего поверхностного пластического деформирования обкаткой роликом на двух режимах. Установлено, что с увеличением глубины надреза величина сжимающих остаточных напряжений в опасном сечении образцов уменьшается и, как следствие, уменьшается приращение предела выносливости упрочнённых образцов с надрезом. Для сохранения эффекта упрочнения по повышению предела выносливости при опережающем поверхностном пластическом деформировании с увеличением глубины надреза необходимо увеличивать толщину слоя гладкой детали со сжимающими остаточными напряжениями. Показано, что для оценки приращения предела выносливости упрочнённых образцов следует использовать не остаточные напряжения на дне надреза, а среднеинтегральные остаточные напряжения по толщине поверхностного слоя опасного сечения детали, равной критической глубине нераспространяющейся трещины усталости.

Динамика и виброакустика. 2021;7(4):6-10
pages 6-10 views

ОЦЕНКА СОПРОТИВЛЕНИЯ УСТАЛОСТИ ДЕТАЛЕЙ ПОСЛЕ ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ

Сазонов В.П., Вакулюк В.С., Семёнова О.Ю., Лунин В.В., Письмаров А.В.

Аннотация

Разработана расчётно-экспериментальная методика оценки эффективности химико-термической обработки поверхности деталей с точки зрения повышения сопротивления усталости. Для этого  обосновано применение двух типов образцов-свидетелей, используемых  в экспериментальной составляющей исследований. Рекомендовано использование гладких образцов-свидетелей для определения остаточных напряжений в поверхностном слое и корсетных образцов-свидетелей для проведения испытаний на усталость. В работе использованы результаты экспериментального исследования влияния двух видов химико-термической обработки (цементации и азотирования) на сопротивление усталости корсетных образцов из высокопрочных сплавов ВКС-5 и ВНС-17. В расчётной части исследования использован метод конечно-элементного моделирования с применением комплексов ANSYS и PATRAN/NASTRAN. Моделирование остаточного напряжённого состояния выполнено методом термоупругости. На основании проведённых расчётов установлено, что распределение осевых остаточных напряжений в опасном (наименьшем) сечении корсетного образца практически не отличается от подобного распределения в гладких образцах. Приращение предела выносливости за счёт упрочнения корсетных образцов определялось с использованием критерия среднеинтегральных остаточных напряжений. Полученные результаты исследования позволяют также считать, что оптимальными будут те технологические режимы химико-термической обработки, при которых  среднеинтегральные остаточные напряжения являются наибольшими.

Динамика и виброакустика. 2021;7(4):11-19
pages 11-19 views

СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Шишков В.А.

Аннотация

Цель работы: повышение точности дозирования топлива при цикловой подаче в двигатель внутреннего сгорания, снижение токсичных выбросов отработавших газов в атмосферу из двигателя внутреннего сгорания. Способ относится к энергетическому и транспортному машиностроению в частности к способам подачи газового топлива в двигатель внутреннего сгорания и предназначен для энергетических установок наземного базирования и транспортных средств. Способ заключается в цикловой подаче топлива через форсунки, при этом измеряют давление топлива на её входе при проведении калибровочных работ электронной системы управления двигателем внутреннего сгорания, по измерениям давления топлива перед каждой форсункой определяют интегральную величину его падения в период открытого состояния клапана каждой форсунки в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на двигатель внутреннего сгорания и записывают её в энергонезависимую память электронного блока управления двигателем внутреннего сгорания, а при его эксплуатации перед началом открытия клапана каждой форсунки повышают давление топлива на её входе на соответствующую интегральную величину его падения в период открытого состояния клапана форсунки, записанной в энергонезависимой памяти электронного блока управления. За счёт коррекции давления топлива перед форсункой и коррекции цикловой подачи топлива каждой в отдельности форсунки повышена точность его дозирования, что снижает токсичность отработавших газов двигателя внутреннего сгорания.

Динамика и виброакустика. 2021;7(4):20-29
pages 20-29 views

КОНТРОЛЬ ОСНАСТКИ ДЛЯ ИНКРЕМЕНТАЛЬНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЛАЗЕРНОГО ТРЕКЕРА

Сазонникова Н.А., Илюхин В.Н., Сурудин С.В., Мезенцев Д.А.

Аннотация

Контроль геометрии технологического оборудования оказывает значительное влияние на общее качество и производительность продукта во многих производственных процессах, таких как многопозиционная сборка и штамповка, а также на производительность и производственные затраты. Одним из наиболее перспективных средств контроля геометрии технологического оборудования в условиях цифровой экономики является лазерный трекер. Роботизированный процесс инкрементного формования листов обеспечивает необходимую гибкость и экономичность благодаря очень гибкой цепочке инструментов. В этом случае траектория универсального инструмента задается с помощью программы обработки, определяемой геометрией изделия. Контроль геометрии технологического оборудования роботизированного комплекса для поэтапной листовой штамповки осуществлялся в 2 этапа. На первом этапе измерения проводились вручную в режиме системы измерения абсолютного диапазона. На втором этапе динамическое измерение смещения плоскости заготовки осуществлялось автоматически в режиме интерферометра в процессе формования. Было показано, что наибольшее отклонение стапеля более 1 мм и оно происходит в направлении основного приложения силы, т.е. в глубину изготовления изделия. Это значение может оказать серьезное влияние на точность геометрии деталей. Исходя из результатов измерений, можно сделать вывод, что необходимо увеличить жесткость каркаса либо за счет добавления дополнительных крепежных элементов, либо за счет использования более жестких материалов его конструкции.

Динамика и виброакустика. 2021;7(4):30-39
pages 30-39 views

СИСТЕМА МЕХАТРОННЫХ МОДУЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ

Солятов А.А., Сидоренко В.С.

Аннотация

Целью работы является повышение стабильности процесса движения и торможения, а также повышение износостойкости оборудования локомотива и рельсового пути, путем разработки и совершенствования адаптивных систем, поддерживающих оптимальное сцепление колеса с рабочей поверхностью рельса.

Полученные теоретические выводы и результаты модельных исследований показывают эффективность предлагаемого метода адаптивного управления для адаптивных систем и возможность построения простой микропроцессорной системы управления тормозом и подачей песка, дополняющей штатную систему локомотива, направленную на устранение потери сцепления

Динамика и виброакустика. 2021;7(4):40-49
pages 40-49 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах