Том 9, № 4 (2023): 30.12.2023

Обложка

Весь выпуск

Статьи

ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ВЛАДИМИРА ПАВЛОВИЧА ШОРИНА

Быстров Н.Д.

Аннотация

В декабре  2023 года на 85-м году жизни не стало академика Владимира Павловича  Шорина – выдающегося научного и общественного деятеля, сыгравшего ключевую роль в  создании Российской академии наук в 90-годы и восстановлении значимости образования в стране. К научной деятельности В. П. Шорина как ни к чему другому применимы слова академика А.Н. Крылова: «Надо помнить, что затраты на истинно научное творчество окупаются затем в жизни государства не седмирицею, не сторицею, а числами, для которых в древнем языке не было названий».

Вся жизнь Владимира Павловича была посвящена служению науке, созданию новой научной школы и новых научных направлений. Защитив докторскую диссертацию и став профессором, он создает новую учебную кафедру в Куйбышевском авиационном институте в начале 80-х годов, которая долгое время готовила специалистов в области автоматического управления двигателями летательных аппаратов и лазерных технологий. После образовательных реформ последнего времени кафедра уже в Самарском университете продолжает подготовку бакалавров и магистров в области автоматизации производства и робототехники, которые востребованы на предприятиях региона и в целом по стране. Под его научным началом несколько десятков его последователей защитили кандидатские и докторские диссертации, снискали академические звания. Научное наследие Владимира Павловича Шорина включает десятки книг, несколько сотен научных статей и десятки патентов.

Родина высоко оценила роль Владимира Павловича Шорина в создании научной школы, руководстве наукой, в деятельности депутатом в законодательном органе страны, подготовке  инженерных и научных кадров.

Обладая высокими человеческими качествами, Владимир Павлович Шорин был центром притяжения для своих сотрудников и друзей. В. П. Шорин очень высоко ценил родственные узы. Он чтил память родителей и ушедших из жизни братьев. Огромную радость ему доставляло общение с семьёй. Научное сообщество страны, отдавая дань уважения памяти В. П. Шорина, продолжает осмысление и развитие его идей. Жизнь показала, что научные и инженерные работы академика Владимира Павловича Шорина получили исключительно широкое применение на практике и вызвали к жизни создание и развитие новых научных направлений.

Динамика и виброакустика. 2023;9(4):6-18
pages 6-18 views

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАСЧЁТНОГО РЕСУРСА ДЕТАЛЕЙ ГТД С УЧЁТОМ ВЛИЯНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ

Пахоменков А.В., Букатый С.А.

Аннотация

Рассмотрен метод определения ресурса деталей газотурбинных двигателей, основанный на расчёте малоцикловой долговечности деталей с учётом влияния аналитических и эксплуатационных факторов. На примере оценки ресурса диска первой ступени компрессора низкого давления показано, что действующие коэффициенты запаса прочности более чем в 4 раза занижают значения расчётной циклической долговечности.

Динамика и виброакустика. 2023;9(4):19-30
pages 19-30 views

ГЕРМЕТИЧНОСТЬ ТОРЦЕВОГО ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО УПЛОТНЕНИЯ ПРИ НЕСТАЦИОНАРНОЙ НАГРУЗКЕ

Виноградов А.С., Шаронов А.И., Загадов И.А., Комисар Ю.В.

Аннотация

В данной работе представлена новая методика расчёта утечек торцевого газодинамического уплотнения со спиральными канавками на различных режимах работы авиационного двигателя. Этот тип уплотнения никогда не использовался в конструкции авиационных двигателей, однако имеет хорошие характеристики в сравнении с традиционными типами уплотнений. В разработанной методике исследовано влияние изменения режима работы двигателя на температурные нагрузки и деформации. Результаты моделирования сравниваются с экспериментальными данными.

Динамика и виброакустика. 2023;9(4):31-42
pages 31-42 views

О ПОГРЕШНОСТЯХ ИЗМЕРЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕДЕЛА ВЫНОСЛИВОСТИ УПРОЧНЁННЫХ ДЕТАЛЕЙ

Сазанов В.П., Павлов В.Ф., Матвеева К.Ф., Коныхова А.С.

Аннотация

Исследование посвящено анализу расхождения результатов прогнозирования и испытаний на многоцикловую усталость цилиндрических деталей с концентраторами напряжений в виде полукруглого надреза, изготовленных из конструкционных сталей 20, 45, 30ХГСА и 40Х. Поверхность деталей подвергалась упрочнению методами гидродробеструйной и пневмодробеструйной обработок. При прогнозировании методом образцов-свидетелей для определения остаточных напряжений в упрочнённом слое применялись втулки длиной 80 мм с наружным диаметром 51,5 мм и внутренним 45 мм. Моделирование остаточного напряжённо-деформированного состояния во втулках и деталях с надрезами выполнено методом конечных элементов в среде расчётных комплексов PATRAN/NASTRAN и ANSYS методом термоупругости. При прогнозировании приращения предела выносливости за счёт упрочнения для деталей с надрезами принимался критерий среднеинтегральных остаточных напряжений, определяемый на критической глубине нераспространяющейся трещины усталости. Расхождение расчётного прогнозирования и результатов испытаний при изгибе в случае симметричного цикла составило не более 11% при пневмодробеструйной и не более 8% при гидродробеструйной обработках. Полученные положительные результаты исследования показали, что принятые допущения в методе образцов-свидетелей являются вполне обоснованными.

Динамика и виброакустика. 2023;9(4):43-51
pages 43-51 views

ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛАМЕНИ МЕТАНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ ПРИ ЕЁ ОБОГАЩЕНИИ ВОДОРОДОМ И РАЗБАВЛЕНИИ ВОДЯНЫМ ПАРОМ

Идрисов Д.В., Матвеев С.С., Матвеев С.Г., Гураков Н.И., Попов А.Д., Литарова А.А.

Аннотация

В работе представлены результаты экспериментального исследования нормальной скорости распространения пламени метано-воздушной смеси, обогащённой водородом и/или разбавленной паром при атмосферном давлении и начальной температуре смеси 300 и 330 К. Определение нормальной скорости распространения пламени производилось методом нулевого теплового потока (Heat Flux). Полученные экспериментальные данные сравнивались с результатами численного моделирования адиабатических предварительно подготовленных ламинарных пламен, которое проводилось с использованием трёх кинетических механизмов окисления метано-водородных топлив. При обогащении метана водородом до 35% по объёму скорость пламени увеличивалась пропорционально до 35%. С увеличением концентрации пара наблюдалось линейное снижение скорости пламени метано-воздушной смеси. Динамика снижения скорости пламени при разбавлении водяным паром не зависит от степени обогащения водородом. Предложены рекомендации по использованию кинетических механизмов для моделирования пламени метано-воздушной смеси при её обогащении водородом и разбавлении водяным паром.

Динамика и виброакустика. 2023;9(4):53-63
pages 53-63 views

О ПРИМЕНЕНИИ МАТЕРИАЛА МР ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ШУМА ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Иголкин А.А., Сафин А.И.

Аннотация

Шум изделий машиностроения строго регламентирован национальными стандартами. Требования к шуму имеют тенденцию к ужесточению. В статье рассказывается об опыте применения материала МР с целью снижения уровня шума различных изделий.

Динамика и виброакустика. 2023;9(4):64-70
pages 64-70 views

ИССЛЕДОВАНИЕ РАСХОДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРИВОДА НА ОСНОВЕ ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ОПОРЫ С МАГНИТОРЕОЛОГИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ

Шелковый М.А., Базиненков А.М.

Аннотация

Гидравлический привод с магнитореологическим управлением является эффективным решением при необходимости обеспечить прецизионное позиционирование массивного объекта. Согласно ранее проведенным теоретическим исследованиям, магнитореологический привод способен обеспечить позиционирование объекта массой до 100 кг с погрешностью до 50 нм. Динамические характеристики потока рабочей жидкости в различных сечениях трубопровода определяют технические характеристики устройства в целом.

В работе проведено исследование гидравлических характеристик привода методом конечных элементов при ламинарном режиме течения. Исследование давления на входе и выходе магнитореологического дросселя показалочто падение давления составляет от 8,2 кПа до 26,2 кПа в зависимости от давления на входе в гидравлическую систему и расположения дросселя. Скорость течения жидкости в технологическом зазоре составила 1 м/с в центре канала и позволяет оценить поведение привода при различных рабочих давлениях, а также в дальнейшем провести полное моделирование системы для реализации системы управления механизма.

Динамика и виброакустика. 2023;9(4):71-79
pages 71-79 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах