Том 6, № 1 (2020): 20.03.2020
- Год: 2020
- Дата публикации: 20.03.2020
- Статей: 5
- URL: https://dynvibro.ru/dynvibro/issue/view/411
-
Описание:
опубликован 20.03.2020 г.
Весь выпуск
Статьи
АНАЛИЗ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЗУБЧАТОЙ МУФТЕ ТРАНСМИССИИ ХВОСТОВОГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА
Аннотация
Эксплуатация вертолетов Ми-26 показала, что наработка на забраковку шлицевых зубчатых муфт трансмиссии хвостового винта может отличаться примерно в 30 раз. Этот факт является поводом для поиска динамических процессов, нарушающих стационарность режимов нагружения муфт трансмиссии. На основании анализа кинематики и динамики муфты в данной работе показано, что при скольжении в парах трения «зуб-шлиц» могут развиваться фрикционные автоколебания, приводящие к дополнительным динамическим нагрузкам в элементах трансмиссии и, как следствие, снижению рабочего ресурса муфт. Вид автоколебаний, их параметры (частота, амплитуда), а также – устойчивость трансмиссии по отношению к фрикционным автоколебаниям зависят от трибологических характеристик контакта «зуб-шлиц», которые требуют дополнительных экспериментальных исследований. Результаты данной работы могут быть полезны при планировании натурных испытаний и обработке полученных данных.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ВИБРОДИАГНОСТИКЕ МНОГОВАЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ ПРИВОДОВ
Аннотация
Проводимые исследования направлены на разработку новых и усовершенствование существующих методов и средств анализа вибрационного сигнала для выявления локальных повреждений зубчатых колес многовальных приводов в период эксплуатации. С целью перехода от качественной оценки спектров к количественной предложена и экспериментально опробована новая методика расчета коэффициента модуляции вибрационного сигнала, учитывающая механизм формирования комбинационных частот. Также разработана методика конструирования и применения уникальных вейвлетов, адаптированных для анализа вибрации зубчатых передач.
ВЛИЯНИЕ ГИДРОДРОБЕСТРУЙНОЙ ОБРАБОТКИ НА ПРЕДЕЛ ВЫНОСЛИВОСТИ ОБРАЗЦОВ С НАДРЕЗОМ ПРИ ИЗГИБЕ И РАСТЯЖЕНИИ-СЖАТИИ
Аннотация
В работе исследовано влияние гидродробеструйной обработки на предел выносливости при изгибе и растяжении-сжатии в случае симметричного цикла цилиндрических образцов с круговым надрезом полукруглого профиля радиуса 0,3 мм. Образцы диаметром 10 мм для испытаний на усталость изготавливались из сталей 30ХГСА, 12Х18Н10Т, ЭИ961, 45 и алюминиевых сплавов В93, Д16Т. Влияние поверхностного упрочнения на предел выносливости образцов с надрезом оценивалось по двум критериям: остаточным напряжениям на поверхности надреза и среднеинтегральным остаточным напряжениям, вычисленным по толщине поверхностного слоя опасного сечения образцов, равной критической глубине нераспространяющейся трещины усталости.
По результатам определения остаточных напряжений и предела выносливости образцов с надрезом установлено, что коэффициенты влияния поверхностного упрочнения на приращение предела выносливости при изгибе и растяжении-сжатии по обоим критериям примерно одинаковы. Однако коэффициент влияния по критерию среднеинтегральных остаточных напряжений изменяется в значительно меньших пределах, чем коэффициент влияния по критерию остаточных напряжений на поверхности концентратора. Поэтому для оценки влияния поверхностного упрочнения на предел выносливости деталей с концентраторами напряжений следует использовать критерий среднеинтегральных остаточных напряжений.
На примере образцов при наличии и отсутствии наклёпа в опасном сечении показано, что в условиях концентрации напряжений наклёп не оказывает влияния на предел выносливости поверхностно упрочнённой детали. На предел выносливости таких деталей оказывают влияние только сжимающие остаточные напряжения.
Автоколебания маятника Фруда (Численное исследование)
Аннотация
Представлено численное исследование автоколебаний фрикционного маятника Фруда. Для сравнения с приближенным аналитическим или графическим решениями в качестве одной из аппроксимаций характеристики трения принята кубическая аппроксимация; показаны изменения в случае других аппроксимаций.
По результатам проведенного вычислительного эксперимента были построены характеристики амплитуды автоколебаний от безразмерных коэффициентов, комплексов подобия, которые показали сходимость расчетных и фактических (полученных при численном интегрировании) значений амплитуд автоколебаний для малых значений трения и крутизны характеристики; при увеличении момента амплитуды также увеличиваются.
Отмечено, что результаты компьютерного моделирования будут существенно зависеть от конструкции, технологии изготовления и условий эксплуатации рассматриваемого устройства.
ИССЛЕДОВАНИЕ УПРУГИХ СВОЙСТВ МАГНИТО-РЕОЛОГИЧЕСКОГО ЭЛАСТОМЕРА ДЛЯ ВИБРО-ИЗОЛЯЦИИ В ВАКУУМЕ
Аннотация
Магнитореологический эластомер применяется в системах виброизоляции и амортизации, перспективным является использование платформы активной виброизоляции в вакууме для обеспечения вибрационной защиты объекта исследований. Полимер является композитным материалом, реологические свойства которого могут изменяться под действием направленного магнитного поля. Для корректной работы платформы необходимо постоянство механических свойств, которые могут изменятся при обезгаживании с повышением температуры. В работе представлены результаты исследований механических свойств МРЭ с различным составом до обезгаживания в вакууме. Установлено, что модуль упругости полимера напрямую зависит от концентрации частиц наполнителя, зависимости от наличия ПАВ не обнаружено.