Том 10, № 2 (2024): 7.10.2024
- Год: 2024
- Дата публикации: 07.10.2024
- Статей: 8
- URL: https://dynvibro.ru/dynvibro/issue/view/671
Весь выпуск
Статьи
Модель оценки натягов по бандажным полкам лопаток при сборке рабочих колёс турбин
Аннотация
От качества выполнения сборочного процесса зависит работоспособность изделия. Особое внимание при этом стоит уделять взаимодействию деталей во время сборки. В соединениях, где положение контактирующих деталей друг относительно друга является определяющим, для благополучной работы изделия необходимо выявить силовые факторы, оказывающие наибольшее влияние на положение соседних деталей. Это связано с тем, что под воздействием силовых факторов детали перемещаются, образуя натяги и зазоры в соединениях. По этой причине необходимо учитывать деформацию контактирующих деталей, вызванную воздействием силовых факторов. В исследовании разработан алгоритм расчёта сборочных параметров с учётом жёсткости контактирующих деталей, а также на примере рабочего колеса турбины получена модель, позволяющая прогнозировать положение лопаток под воздействием силового фактора, учитывая при этом жёсткость системы.
Отработка использования отечественных материалов фотоупругих покрытий для определения деформаций деталей сложных геометрических форм
Аннотация
В работе приведены результаты использования некоторых отечественных материалов при изготовлении фотоупругих покрытий для исследования напряжённо-деформированного состояния в процессе прочностных испытаний деталей и узлов сложной геометрической формы. На основании проведённого анализа рынка отечественных материалов для изготовления фотоупругих покрытий проведено опробование нескольких материалов, определены их механические и оптические характеристики, отработана технология изготовления фотоупругих покрытий. В данной работе приведены сравнительные результаты исследования напряжённо-деформированного состояния ряда образцов и изделий авиационно–космической техники разного уровня сложности, препарированных отечественными и зарубежными фотоупругими покрытиями.
О разработке первого российско-китайского стандарта в области авиастроения ГОСТ Р 70066-2022 «Авиационная техника. Требования к акустическому проектированию пассажирского салона и кабины экипажа самолётов»
Аннотация
Рассмотрен новый национальный стандарт Российской Федерации в области авиастроения ГОСТ Р 70066-2022 «Авиационная техника. Требования к акустическому проектированию пассажирского салона и кабины экипажа самолётов». Данный стандарт стал первым совместно разработанным экспертами России и Китая и утверждённым в качестве национальных стандартов в России и Китае (GB/T 41886-2022). Стандарт устанавливает общие технические требования к акустическому проектированию пассажирского салона и кабины экипажа, а также требования к верификации процесса акустического проектирования пассажирских салонов и кабин экипажей самолётов транспортной категории.
Влияние геометрических характеристик на циклическую долговечность роторных основных деталей горячей части авиационного двигателя. Валидация с использованием результатов ЛЮМ контроля
Аннотация
Проведено исследование влияния некоторых геометрических характеристик на такие параметры, как положение опасных точек, определяющих циклическую долговечность детали, и величины циклической долговечности в этих точках. По итогам проведённой валидации с использованием результатов неразрушающего контроля и фрактографических исследований вскрытых трещин основной детали с эксплуатационными дефектами установлена адекватность – степень соответствия результатам исследований – используемых расчётных моделей для определения циклической долговечности. Работы выполнены в рамках задачи определения ресурсных показателей основной детали с учётом наличия начального дефекта.
О границах применимости модели конструктивно-ортотропной оболочки в задачах расчёта на устойчивость при осевом сжатии вафельных цилиндрических оболочек
Аннотация
Рассматриваемое в статье решение задачи устойчивости при осевом сжатии вафельной цилиндрической оболочки осуществляется в рамках эйлерова (бифуркационного) подхода с использованием модели, основанной на методе численного интегрирования, и модели, основанной на методе конечных элементов. В первой из отмеченных моделей вафельная оболочка с принятием гипотезы «размазывания» рассматривается по схеме конструктивно-ортотропной оболочки, подчиняющейся гипотезам Кирхгофа – Лява. Вторая модель строится с применением десятиузлового тетраэдрального элемента. Исследование опирается на имеющиеся экспериментальные данные по устойчивости одного из испытанных на осевое сжатие образцов вафельной цилиндрической оболочки. Результаты расчётных исследований показывают, что при увеличении размеров поперечного сечения рёбер вафельной оболочки происходит увеличение расхождения результатов расчётов на основе отмеченных двух вычислительных моделей. При оптимальном (в смысле массы оболочки) значении 0,035 параметра k (характеризующего отношение толщины ребра к шагу рёбер) подобное расхождение оценивается величиной порядка 5%. При этом расчёт на основе модели конструктивно-ортотропной оболочки приводит к заниженному по сравнению с конечно-элементной моделью значению критической нагрузки, давая тем самым оценку устойчивости вафельной оболочки с запасом. При значениях параметра k в пределах от 0,02 до 0,05 расхождение результатов расчётов критических нагрузок с использованием обозначенных двух вычислительных моделей не превышает 11%.
Разработка линейного подшипника оборудования для модальных испытаний низкочастотных слабо демпфированных конструкций космических аппаратов
Аннотация
В данной статье приведены результаты исследования несущей способности и диссипативных свойств аэростатического линейного подшипника, разработанного в АО «РЕШЕТНЁВ» для модальных испытаний сложных конструкций. При выборе оборудования для проведения модальных испытаний главным условием выступает требование о минимизации вносимых искажений в определяемые динамические характеристики: частоты собственных форм колебаний, сами формы колебаний, а также модальные массы и коэффициенты демпфирования. Другими словами, всё используемое для наземных модальных испытаний оборудование должно в идеальном случае иметь нулевые присоединённые массу, жёсткость и трение. Основными системами, содержащими элементы, создающие диссипативные силы, влияющие на определение коэффициентов демпфирования, являются системы компенсации веса и возбуждения колебаний на собственных формах. Система компенсации веса, как правило, содержит в своём составе либо упругие элементы, либо систему направляющих с подшипниками качения или скольжения. Если первые приносят в объект испытаний дополнительные жёсткость и массу, то вторые – массу и трение (сухое или вязкое), что увеличивает погрешность в определении динамических характеристик. Возбуждение колебаний на собственных формах, в большинстве случаев, осуществляется электродинамическими вибраторами, состоящими из катушки подмагничивания (или постоянного магнита) и подвижной катушки, перемещающейся в магнитном зазоре. Подвижная катушка ориентируется в магнитном зазоре при помощи специальной системы, содержащей либо упругие элементы, либо линейный направляющий подшипник. Вибраторы с упругими элементами подвески катушки не могут быть использованы для модальных испытаний протяжённых конструкций с малой жёсткостью. Задача создания идеального подшипника взамен классическим линейным (скольжения или роликовым) встала при подготовке к модальным испытаниям крыла солнечной батареи космического аппарата (КА). Практически нулевым трением и достаточной несущей способностью обладают аэростатические подшипники (опоры), в которых в качестве смазки выступает сжатый воздух, исключающий физические контакты взаимодействующих поверхностей. Для подтверждения возможности использования аэростатических подшипников в составе оборудования для проведения модальных испытаний протяжённых конструкций с низкими частотами собственных колебаний проведены сравнительные испытания роликового и аэростатического подшипника. В ходе испытаний подобраны оптимальные параметры расхода воздуха (диаметр сопел, рабочее давление и зазор), при которых обеспечивается требуемая несущая способность подшипника по радиальным усилиям и моментам (изгибающими и кручения). Сравнительная оценка диссипативных свойств проведена при измерениях параметров затухания одномассовых гармонических осцилляторов, в состав которых введены аэростатический и роликовый линейные подшипники. При диаметре сопла 0,6 мм, рабочем зазоре 40 мкм и давлении на входе в подшипник 1,0 бар логарифмический декремент колебаний гармонического осциллятора с аэростатическим подшипником составил 0,084, что более чем в 28 раз ниже логарифмического декремента колебаний осциллятора с роликовым подшипником. Проведённые исследования подтвердили возможность применения разработанного аэростатического подшипника в испытательных системах, используемых при модальных испытаниях крупногабаритных трансформируемых конструкций КА.
Исследование свойств и совместной работы резонансных звукопоглотителей в зависимости от их геометрии и взаимного расположения
Аннотация
В настоящее время проблема снижения шума, генерируемого морским оборудованием во время эксплуатации, остается актуальной и недостаточно исследованной. Чрезмерный шум не только негативно влияет на морскую жизнь, но и может стать инструментом экономического давления на суда из «нежелательных» стран. Данное исследование является частью проекта, целью которого является изучение возможности использования резонансных звукопоглотителей в качестве конструкционных материалов для судостроения. Эти инновационные материалы могут быть использованы для изготовления переборок и других конструктивных элементов, которые могут не только выполнять базовые функции опоры, разделения и изоляции, но и поглощать шум, что в конечном итоге снижает общий уровень шума, исходящего от судна.
Протезы нижних конечностей с активным демпфированием
Аннотация
В статье рассмотрены различные виды протезов нижних конечностей с активным демпфированием на основе пневматических, гидравлических и электрических приводов. Для каждого вида применяемого привода были описаны его преимущества и недостатки, особенности конструктивных решений с целью дальнейшего выбора прототипа из существующих коленных модулей ведущих производителей для разработки отечественного решения с характеристиками и функциональностью, не уступающими лучшим мировым образцам. В статье рассмотрены не только различные конструктивные и схемотехнический решения, но также уделено внимание анализу применяемых алгоритмов управления протезами нижних конечностей, позволяющих реализовать различные удобные опции, например, защиту от спотыкания, подъём и спуск по неровным поверхностям, системы энергосбережения и рекуперации энергии.