Динамика и виброакустика
Основными целями издания журнала являются:
- стимулирование дискуссий, формирование научно-информационной среды и распространение идей в области динамики и виброакустики машин;
- публикация результатов научно-исследовательских работ, теоретических и экспериментальных исследований, выполняемых в Самарском университете и других высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, учреждениях, российских и зарубежных организациях, а также результатов исследований, выполненных по личной инициативе авторов;
- публикация статей, освещающих современное состояние отдельных проблем науки и техники;
- публикация материалов научных конференций, симпозиумов, совещаний и информации о российских и зарубежных научных школах;
- освещение результатов внедрения в производство научных работ, передового отечественного и зарубежного научно-технического опыта.
- Фундаментальные задачи в динамике и виброакустике машин;
- Вибрации и проблемы демпфирования;
- Моделирование динамических и виброакустических процессов;
- Подавление колебательных процессов и шума;
- Динамика и регулирование систем;
- Роботы, мехатроника и робототехнические системы;
- Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро- и пневмосистемы;
- Проектирование, конструкция, производство, испытания и эксплуатация летательных аппаратов;
- Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов.
Журнал включен ВАК РФ в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, с 11.07.2023 г.
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым присуждаются ученые степени:
1.1.7. Теоретическая механика, динамика машин (технические науки);
1.1.8. Механика деформируемого твердого тела (технические науки);
2.5.4. Роботы, мехатроника и робототехнические системы (технические науки);
2.5.10. Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро и пневмосистемы (технические науки);
2.5.15. Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов (технические науки).
Журнал включен в библиографическую базу данных РИНЦ (НЭБ eLIBRARY.ru). Статьям присваивается идентификатор DOI.
Текущий выпуск
Том 10, № 3 (2024): 20.11.2024
- Год: 2024
- Дата публикации: 20.11.2024
- Статей: 11
- URL: https://dynvibro.ru/dynvibro/issue/view/678
Весь выпуск
Статьи
Применение метода эквивалентных источников для численного моделирования гидродинамического шума упругих тел
Аннотация
В работе представлен новый подход к прогнозированию характеристик излучения гидродинамического кромочного шума, возникающего при движении упругих тел в турбулентном потоке. Решение базируется на декомпозиции расчётной области и замене её набором сегментов. Каждая такая подобласть определяет соответствующий энергетический вклад источников гидродинамического шума в суммарное звуковое поле обтекаемого тела. Статистическая независимость процессов выделенных областей позволяет дать упрощённое представление излучения при обтекании тела в виде процесса распространения звука от конечного числа точечных источников. Целью доклада является кросс-верификация метода на модельной задаче обтекания профиля потоком жидкости. Средняя погрешность метода относительно связанного расчёта «гидродинамика-акустика» составляет не более 3дБ в диапазоне до 1500Гц.
Самовозбуждение несинхронного вращения близко расположенных неуравновешенных роторов
Аннотация
Рассмотрены и проанализированы результаты экспериментальных исследований процесса самовозбуждения вращения при близком соосном расположении тонкостенных дисков, а также соосно с ними расположенных жёстко и подвижно установленных экранов. Самовозбуждение вращения наблюдалось только при вращении одного динамически несбалансированного ротора (диска) с частотой более 50...150 Гц и возбуждении круговой вибрации первоначально не вращающегося второго ротора (диска или экрана), расположенного соосно на расстоянии 1...4 мм от него на общем жёстком основании. Самовозбуждение вращения ротора, установленного на не подключенном к сети электродвигателе, было несинхронным с частотой вращения динамически несбалансированного ротора, вращаемого электродвигателем. При весе ротора (диска) 0,5 Н и первоначальном расстоянии от экрана 3...3,5 мм сила, вызывающая отталкивания подвижного экрана от ротора, составляла около 2,5...2,7 Н, а вращающий момент порядка 0,01 Н·м. При расстоянии между поверхностями соосно расположенных динамически несбалансированного вращающегося ротора и первоначально неподвижного диска или экрана более 5...6 мм процесс отталкивания и самовозбуждения вращения экрана или ротора не наблюдался. Вращение хорошо сбалансированного ротора при отсутствии круговой вибрации второго ротора или экрана даже при расстоянии между ними 1...1,5 мм при прочих равных условиях также не приводило к их силовому взаимодействию и самовозбуждению вращения.
Асимптотический анализ монотонной устойчивости амплитуды колебаний маятника при малом нелинейном демпфировании
Аннотация
Рассматривается обыкновенное дифференциальное уравнение второго порядка, описывающее свободные колебания маятника с малым демпфированием в виде полинома третьей степени. Цель работы – выполнить анализ монотонной устойчивости амплитуды свободных колебаний маятника с малым демпфированием, имеющего одну степень свободы. Уравнение колебаний маятника записывается в виде системы уравнений амплитуда-фаза. Далее производится усреднение уравнения для амплитуды колебаний, выполняемое по быстрой фазе. Анализируя выражения производных первого и второго порядка для усреднённой амплитуды, выполняется анализ монотонной устойчивости колебаний маятника. В работе получены следующие основные результаты: сформулированы условия монотонной устойчивости амплитуды колебаний маятника, описана область монотонной устойчивости, определено количество качественно различных случаев монотонной устойчивости, рассмотрено условие достижимости маятником устойчивого положения равновесия. Проверка результатов работы подтвердила их корректность. При этом результаты работы имеют как теоретическое, так и прикладное значение. Например, их можно применить при исследовании устойчивости автоколебаний в маятниковых системах.
Комплексный анализ судового вала
Аннотация
В статье рассмотрены воздействия рабочих нагрузок на судовой вал. Проведены предварительный статический, динамический, модальный и гармонические расчёты в среде конечно-элементного моделирования. Получены данные о частотах собственных колебаний вала, получены значения нагрузок в заданном частотном диапазоне и деформации конструкции в рабочем режиме. По полученным данным можно судить об изменении состояния конструкции во время работы.
Разработка сервиса обмена данными между программными системами
Аннотация
В данной статье представлена разработка информационной модели сервиса для обмена данными между ERP- и MES-системами, используемыми для планирования и контроля производственных процессов. Целью сервиса является эффективная передача и структурирование информации между базами данных в производственном процессе, а также контроль операций через пользовательский интерфейс. Такой подход позволяет обеспечить интеграцию различных внешних программных систем, что является актуальной задачей в области автоматизации и управления производственными процессами. Реализация сервиса осуществлена на Python с использованием библиотеки работы с базами данных SQLAlchemy. Графический интерфейс сервиса позволяет отредактировать необходимые JSON-шаблоны, используемые для работы с базами данных. Было проведено тестирование на двух базах данных для системы мониторинга движения деталей в процессе производства, подтверждающее функциональность и надёжность сервиса.
Использование цифровой модели вакуумного разгонно-балансировочного стенда для подготовки и планирования испытаний роторов авиационных двигателей
Аннотация
В работе представлена цифровая модель вакуумного разгонно-балансировочного стенда МАИ. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт использования вакуумных стендов для балансировки роторов и исследовательских целей. Описан пример использования представленной цифровой модели разгонно-балансировочного стенда для проработки схемы компоновки ротора высокого давления авиационного двигателя малой степени двухконтурности внутри стенда перед проведением испытаний. Показан пример использования конечно-элементной модели вакуумного стенда для выявления резонансных режимов, связанных с совместными колебаниями динамической системы «стойки – стенд». Рассмотрены вопросы учёта демпфирования при подготовке расчётных динамических моделей стенда. Представлена динамическая стержневая модель вакуумного стенда в DYNAMICS R4 для последующего использования в расчётах, связанных с расчётами динамики роторов. Рассмотрены вопросы подготовки и верификации расчётных моделей роторов на примере верификации стержневой модели ротора высокого давления по результатам виртуальных модальных испытаний, проведённых для основной силовой линии ротора на базе его твердотельной конечно-элементной модели. Описан принцип создания стержневой модели колебательной системы «ротор – опоры – оснастка – стойки – стенд». Показан пример использования динамической модели вакуумного стенда для планирования динамических испытаний ротора высокого давления на стенде, связанных с исследованием конструктивных мероприятий по сборке ротора на его виброактивность в диапазоне рабочих скоростей. Рассмотрен пример использования динамической модели стенда для подготовки к испытаниям, связанным с проверкой работы демпферов при испытании ротора на стенде.
Оптимизация вероятностных эксплуатационных характеристик нейросетевого алгоритма предиктивной диагностики отказов промышленного оборудования за счёт автоматизированной обработки обучающей выборки
Аннотация
В работе рассматривается оптимизация вероятностных эксплуатационных характеристик нейросетевого алгоритма предиктивной диагностики неисправностей промышленного оборудования. В качестве оптимизируемых параметров приняты вероятность ложной тревоги и вероятность обнаружения неисправности, являющиеся общепринятыми метриками эффективности систем анализа обстановки и принятия решений. Задача оптимизации эксплуатационных характеристик декомпозирована до уровня влияющих технических параметров системы и сведена к нахождению оптимальных значений базового времени расчёта производных измеряемых технологических параметров и времени развития неисправности. Автоматизированная обработка обучающей выборки позволяет сократить затраты времени на создание системы предиктивной диагностики отказов промышленного оборудования. Приведён результат оптимизации вероятностных эксплуатационных характеристик нейросетевого алгоритма и получены оптимальные значения варьируемых параметров, а также в результате обучения и тестирования на реальных телеметрических данных питающего электронасоса турбоагрегата ТЭЦ получены оптимальные значения оптимизируемых параметров, по которому сделаны выводы и предложены дальнейшие действия для улучшения результата.
Частота совпадения зубьев в вибродиагностике технического состояния редукторов авиационных ГТД
Аннотация
Работоспособность авиационного ГТД с редуктором во многом определяется техническим состоянием этого узла. Виброакустическая диагностика является наиболее эффективным методом выявления дефектов роторных машин. Общепризнано, что наиболее информативными диагностическими признаками дефектов зубчатых зацеплений являются интенсивности зубцовой гармоники и ей кратных. Однако, в этом случае необходимо проводить виброизмерения в широком частотном диапазоне. На примере дефектов редуктора двигателя НК-12 показано, что использование параметров частоты совпадения зубьев позволяет сократить исследуемый частотный диапазон более чем на два порядка и повысить эффективность диагностики таких дефектов, как износ зубьев и величина бокового зазора.
Оптоэлектронный дискретно-фазовый преобразователь для систем автоматизированного контроля геометрических параметров поверхности лопаток газотурбинных двигателей
Аннотация
Лопатки ГТД представляют собой изделия со сложной пространственной конфигурацией, требующей высокой точности изготовления, которая в свою очередь обусловлена сложным совокупным балансом между аэродинамическими, прочностными характеристиками и производственно-технологическими требованиями. В процессе производства лопаток контролю подлежит, помимо других, профиль поверхности в различных сечениях пера лопатки. Отклонения формы теоретического сечения и угла установки профиля приводят на практике к отклонению частоты собственных колебаний лопаток от расчётных значений. Кратко описано измерительное устройство разработки Самарского университета: оптоэлектронный дискретно-фазовый преобразователь (ОЭДФП), которое предназначено для бесконтактного определения геометрических параметров – профиля и кривизны лопаток ГТД. В основе реализации ОЭДФП лежит метод определения параметров геометрии поверхности лопатки ГТД, заключающийся в измерении временных отклонений положения максимума информационного сигнала от опорного и позволяющий повысить точность определения профиля и кривизны пера лопатки при сохранении быстродействия на уровне лучших образцов оптоэлектронных преобразователей сложно-профильных поверхностей.
Повышение качества проведения испытаний гидравлической аппаратуры на специализированном измерительном стенде
Аннотация
Испытания оборудования являются важнейшим этапом его создания. Повышение качества проведения испытаний гидравлической аппаратуры связано с разработкой мероприятий по снижению уровней собственных помех стендов, повышению степени автоматизации процессов испытаний и поддержанию стабильности параметров гидросистем стендов.
Стенды для контроля акустических и вибрационных характеристик гидравлической аппаратуры являются достаточно сложными инженерными сооружениями. В их состав входят насосные агрегаты, регулирующая и предохранительная арматура, сами трубопроводы с фасонными элементами. Для возможности получения в ходе стендового контроля достоверных данных необходимо принять все возможные меры для снижения уровней акустических помех от работающих стендовых механизмов до значений гораздо меньших, чем уровни акустического возмущения, создаваемые работающим контролируемым гидравлическим прибором.
Система комплексной автоматизации процессов проведения испытаний предназначена для автоматизации установки и поддержания режимов, процессов измерений и обработки полученных результатов. Она включает в себя систему задания и поддержания режимов, а также виброизмерительный комплекс.
Система задания и поддержания режимов позволяет с пультов управления, установленных на измерительных участках, входящих в состав стендовых установок, дистанционно управлять следующими процессами:
- автоматизированной установкой параметров расхода рабочей жидкости и давлений в магистралях стенда;
- включением и выключением насосных агрегатов;
- изменением частоты вращения электроприводов насосных агрегатов;
- работой запорной и регулирующей арматуры.
В процессе совершенствования стенда был разработан и реализован оригинальный способ программного управления заданием и поддержанием параметров рабочей среды. Применение этого способа позволяет обеспечить минимизацию уровней вибрации и шумности от оборудования и регулирующих органов стенда путём оптимизации комбинации параметров их работы.
Определение упруго-демпфирующих характеристик дренажно-предохранительного клапана
Аннотация
Клапанные устройства являются основными элементами, определяющими надёжность пневматических и газовых систем. Одним из основных недостатков клапанных устройств является их работа в колебательном режиме, который возникает из-за неустойчивости системы с клапаном. Для оценки устойчивости была разработана математическая модель в сосредоточенных параметрах системы «клапан – ёмкость». Было показано, что величина коэффициентов такой модели не является постоянной и зависит от режима работы клапана – высоты его подъёма. Учитывалось, что при выходе через затвор клапана часть газа устремляется вслед за тарелью. Математическое моделирование показало, что такое гидродинамическое взаимодействие затвора и газового потока приводит к появлению дополнительных отрицательных слагаемых общего демпфирования и упругости в уравнении равновесия тарели, величина которых пропорциональна подъёму клапана. Это говорит о том, что коэффициенты уравнения равновесия тарели при подъёме клапана могут стать отрицательными при его движении в сторону от седла, что гарантирует неустойчивость системы «клапан – ёмкость» и её работу в колебательном режиме. Полученные зависимости для упруго-демпфирующих свойств клапана экспериментально валидированы.